Слава Иисусу Христу!

БОГОСЛУЖЕНИЯ
Воскресенье
10.00, 18.00
Понедельник
9.00
Вторник
18.30
Среда
18.30
Четверг
18.30
Пятница
18.30
Суббота
18.00

Для индивидуальной молитвы храм открыт ежедневно кроме понедельника с 9.00 до 13.00 и с 15.00 до окончания вечерних богослужений

КОНТАКТЫ

Адрес:
г. Самара ул. Фрунзе, 157
Для корреспонденции:
443010, Россия,
г. Самара, а/я 6965,
e-mail: ppsi.samara@gmail.com

Телефон:
+7 (846) 333 41 88

МЫ НАХОДИМСЯ

Автобус: 34 (ост. ул. Фрунзе/ул. Красноармейская); 37, 46, 47 (ост. Филармония); 61 (ост. Струковский парк)
Трамвай: 3, 15, 16, 20 (ост. ул. Фрунзе/ул. Красноармейская)
Маршрутное такси: 34, 207, 226, 240 (ост. ул. Фрунзе/ул. Красноармейская); 37, 46, 47, 259, 295 (ост. Филармония); 61, 230, 232, 257, 297 (ост. Струковский парк/ул. Фрунзе)

СВЯТАЯ МЕССА

Святая Месса (Евхаристия, Евхаристическая трапеза, Евхаристическое собрание, Литургия) – это сердце церковной жизни, наивысшая форма молитвы, ее значение трудно переоценить. Практически в каждой католической церкви или часовне ежедневно совершается Евхаристия. Таинство Евхаристии установил Сам Христос во время Тайной Вечери накануне своих страданий (Мф 26, 26-29; Мк 14, 22-24; Лк 22, 19-23; Ин 13, 1-30).

Святая Месса – это одновременно воспоминание смерти Господа на Кресте и Его воскресения, благодарение Богу за искупительную Жертву Христа, исполнение Завета, данного Иисусом, а также непостижимое человеческим умом совершение Жертвы здесь и сейчас. Это величайший дар Бога, к которому следует приступать с любовью и смирением.

Участие в еженедельной воскресной Литургии, а также в дни обязательных торжеств, установленных Церковью, является обязательным для каждого крещеного католика, отсутствие на Св. Мессе в предписанные дни без действительно уважительной причины является тяжким грехом, препятствующим Причащению.

Святая Месса состоит из двух основных частей: Литургии Слова, восходящей по форме и в некоторой степени по содержанию к молитве народа Израилева, и Евхаристической Литургии; они обрамляются начальным и заключительным обрядами.

Евхаристия не является избирательной по человеческим критериям, это собрание, открытое для всех, на нее может прийти даже неверующий. Однако важным условием участия в Литургии и для верующих, и для любопытствующих является смиренное стремление уподобиться Христу, облечься в Его смерть и воскресение.

ЧИН МЕССЫ

Начальные обряды

Евхаристическая трапеза совершается в алтарной части – средоточии храма – на освященном столе. Во время входного песнопения (если оно исполняется) все встают, из ризницы выходит священник (предстоятель) с министрантами и целует алтарь, выражая тем самым его почитание. Затем все осеняют себя крестным знамением, при этом священник обращается к народу со словами:
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Народ: Аминь.
Священник: Господь с вами.
Народ: И со духом твоим.
Обращение "Господь с вами" напоминает нам, что во время Евхаристии священник выступает и действует от лица Христа (in persona Christi), символизирует Его личное присутствие. Далее могут следовать слова священника, вводящие верных в богослужение дня.

Обряд покаяния

Прежде чем приступить к Евхаристической трапезе, необходимо испросить у Бога благодать сокрушения о грехах. Этот обряд не заменяет Таинства Покаяния (индивидуальную исповедь), так как в этот момент Бог очищает нас только от повседневных нетяжких грехов.
Священник: Братья и сестры, осознаем наши грехи, чтобы с чистым сердцем совершить Святое Таинство.
После недолгого молчания, проведенного в размышлениях о собственных грехах, все совершают исповедание грехов.
Все: Исповедую перед Богом Всемогущим и перед вами, братья и сестры, что я много согрешил мыслью, словом, делом и неисполнением долга. Все (ударяя себя в грудь): Моя вина, моя вина, моя великая вина. Поэтому прошу Блаженную Приснодеву Марию, всех ангелов и святых и вас, братья и сестры, молиться обо мне Господу Богу нашему.
Священник: Да помилует нас всемогущий Бог и, простив нам грехи наши, приведет нас к жизни вечной.
Народ: Аминь.
Священник: Господи, помилуй.
Народ: Господи, помилуй.
Священник: Христе, помилуй.
Народ: Христе, помилуй.
Священник: Господи, помилуй.
Народ: Господи, помилуй.

После обряда покаяния в воскресенья (кроме Адвента и Великого Поста), в торжества и праздники провозглашается "Слава в вышних Богу" (или Великое славословие), один из древнейших литургических гимнов. Этим гимном выражается благодарение Богу прежде всего за прощение грехов и прославление Пресвятой Троицы.
Все: Слава в вышних Богу и на земле мир людям Его благоволения.
Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе,
славословим Тебя, благодарим Тебя, ибо велика Слава Твоя.
Господи Боже, Царь Небесный, Боже Отче Всемогущий.
Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе,
Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца,
берущий на Себя грехи мира — помилуй нас;
берущий на Себя грехи мира — прими молитву нашу;
сидящий одесную Отца — помилуй нас.
Ибо Ты один свят, Ты один - Господь, Ты один - Всевышний, Иисусе Христе,
Со Святым Духом, во славе Бога Отца. Аминь.

За "Слава в вышних Богу" следует непродолжительное молчание и вступительная молитва.
Священник: Помолимся.
Священник читает молитву.
Народ: Аминь.

Литургия Слова

Уже упоминалось, что Литургия Слова имеет корни в древней иудейской традиции, таким образом молился в синагогах Сам Христос. Она состоит из трех чтений: первое представляет собой отрывок из Ветхого (иногда Нового) Завета с псалмом; второе – фрагмент из апостольских книг Нового Завета; третье – центральное – отрывок из Евангелия, за которым может следовать проповедь (дьякона, священника или епископа), произнесение исповедания веры (в воскресенья и торжества и праздники) и всеобщая молитва (молитва верных), совершаемая обо всей Церкви. Выбор чтений из трех различных разделов Библии позволяет увидеть сложную структуру Божественного Откровения, проследить его красоту и гармонию.
В будни второе чтение отсутствует. Во время первого и второго чтений, а также проповеди все садятся (этот жест является символом того, что народ Божий – послушные ученики Христовы, внимающие Ему). При чтении Евангелия, Символа веры и молитвы верных собрание верующих стоит (этот жест означает готовность учеников Христовых идти за Господом, Его зовом).
Чтец читает чтение, заканчивая его словами: Слово Божие.
Народ: Благодарение Богу.
Читается или поется псалом, все повторяют рефрен. Затем может быть прочитано второе чтение.
Все встают, исполняется стих перед Евангелием с пением "Аллилуйя" (во время Великого Поста поется "Слава тебе, Слово Божье"). Священник: Господь в вами.
Народ: И со духом твоим.
Священник: Чтение св. Евангелия от ...
В это время все осеняют крестным знамением лоб, уста и грудь, чтобы освятить наш разум, уста и сердце.
Народ: Слава Тебе, Господи.
По окончании Евангелия священник произносит: Слово Господне.
Народ: Слава Тебе, Христе.
Затем может следовать проповедь и, если предусмотрено, исповедание веры. Символ веры, представляющий собой провозглашение основных формул христианского вероучения, вводится в Святую Мессу именно воскресного дня, так как это день Воскресения Иисуса Христа, каждое воскресенье празднуется Пасха: если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (см. 1 Кор 15, 17).
Все: Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.
Литургия Слова завершается молитвой верных, во время которой верные повторяют молитвенное воззвание (например, "Услышь нас, Господи" или "Господи, помилуй"), по завершении молитвы все садятся.

Евхаристическая Литургия

Евхаристическая молитва открывается обрядом Приношения даров, одним из древнейших в литургической практике Церкви. Первые христиане приносили, прежде всего, хлеб и вино для освящения, а также другие плоды своего еженедельного труда (например, выращенных животных), некоторые историки объясняют этим обычай омовения рук в конце Приношения даров. Однако в действительности он связан с иудейским богослужебным жестом покаяния и очищения.
Во время этого обряда предстоятель предлагает Богу сперва хлеб, которому надлежит стать "хлебом жизни", а затем вино, которое "станет питием спасения", с водой. Молитвы, читаемые над дарами священником, являются древнейшими благословениями, их произносил Сам Христос. Хлеб и вино для совершения Евхаристии могут быть принесены торжественной процессией к алтарю. Они приносятся от имени всех верующих, это Жертва всей Церкви.
Верующие принимают участие в предложении даров, принося пожертвования для Церкви и бедных, либо хлеб и вино для Евхаристии. Во время Приношения даров народ Божий исполняет соответствующее песнопение. Если оно отсутствует, народ отвечает священнику, который поднимает патену с Хостией.
Священник: Благославен Ты, Господи, Боже вселенной; по щедрости Твоей Ты дал нам хлеб - плод земли и трудов человеческих, и мы приносим его Тебе, чтобы он стал для нас Хлебом жизни.
Народ: Благославен Бог вовеки.
Священник наливает в Чашу вино и немного воды.
Священник: Через эту тайну воды и вина да приобщимся мы к Божеству Того, Кто ради нас стал Человеком.
Священник поднимает Чашу.
Священник: Благословен Ты, Господи, Боже вселенной: по щедрости Твоей Ты дал нам вино – плод лозы и трудов человеческих, и мы приносим его Тебе, чтобы оно стало для нас питием спасения.
Народ: Благословен Бог вовеки.

Священник: Прими, Господи, нас стоящих пред Тобой со смиренным духом и сокрушенным сердцем. Да будет эта жертва наша пред тобой Тобой угодна Тебе, Господи Боже.
Священник омывает руки.
Священник: Омой меня, Господи, от беззакония моего и от греха моего очисти меня.
Если звучало соответствующее песнопение, то молитвенный диалог после Приношения даров начинается следующим воззванием.
Священник: Молитесь, братья и сестры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу Всемогущему.
Народ: Да примет Господь эту жертву из рук твоих во хвалу и славу имени Своего, ради блага нашего и всей Церкви Своей Святой.
Священник произносит Молитву над Дарами.
Народ: Аминь.

Евхаристическая молитва

Евхаристическая молитва – это жертва благодарения, которую приносят Христос, Церковь и священник. Она открывается диалогом перед Префацией (Ввысь сердца…) и заканчивается ответом (Аминь) на восхваление Бога Отца через Христа в силе Святого Духа. Слово "префация" обозначает слова, произнесенные предстоятелем публично, торжественно.
Священник: Господь с вами.
Народ: И со духом твоим.
Священник: Ввысь сердца
Народ: Возносим ко Господу.
Священник: Возблагодарим Господа Бога нашего.
Народ: Достойно это и праведно.
Затем священник произносит Префацию, завершая ее в месте с народом молитвой "Свят".
Она напоминает, что поклонение земной Церкви совершается единым гласом с поклонением невидимых существ. Это древнейшая часть богослужения, ее произносил Сам Христос во время молитвы в синагоге:
Все: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля славы Твоей. Осанна в вышних. Благословен грядущий во имя Господне. Осанна в вышних (Ис 6, 3, Мф 21, 9).
Все становятся на колени. Это жест выражает поклонение и смирение.
Священник произносит молитвы, простирая руки над Дарами и призывая на них Святого Духа, чтобы они стали Телом и Кровью Христа. Священник, воспоминая соделанное Христом на Тайной Вечере, повторяет слова, сказанные Господом, вознося поочередно Хостию и Чашу. В этот момент все сохраняют молитвенное молчание.
Священник: Воистину свят Ты, Господи, источник всякой святости, поэтому молим тебя: Освяти эти дары силой Духа Твоего, чтобы они стали для нас Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Он, добровольно предавая себя на страдания, взял хлеб, и Тебе вознося благодорение, преломил и подал ученикам Своим, говоря: ПРИМИТЕ И ВКУСИТЕ ОТ НЕГО ВСЕ: ИБО ЭТО ЕСТЬ ТЕЛО МОЕ, КОТОРОЕ ЗА ВАС БУДЕТ ПРЕДАНО. Священник высоко поднимает Хостию, министранты звонят в колокольчик, все молча созерцают Хлеб жизни. Так же после вечери, взял чашу и вновь вознося Тебе благодарение, Он подал ученикам своим, говоря: ПРИМИТЕ И ПЕЙТЕ ИЗ НЕЕ ВСЕ: ИБО ЭТО ЕСТЬ ЧАША КРОВИ МОЕЙ, НОВОГО И ВЕЧНОГО ЗАВЕТА, КОТОРАЯ ЗА ВАС И ЗА МНОГИХ ПРОЛЬЕТСЯ ВО ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ, ЭТО СОВЕРШАЙТЕ В ПАМЯТЬ ОБО МНЕ (Лк 22, 19-20). Священник высоко поднимает Чашу, министранты звонят в колокольчик, все молча созерцают Чашу спасения.
Все встают с колен.
Священник: Велика тайна нашей веры.
Народ: Смерть Твою возвещаем, Господи, и воскресение Твое исповедуем, ожидая пришествия Твоего.
Священник продолжает молитву, завершая ее словами: Через Христа, со Христом и во Христе Тебе, Богу Отцу всемогущему, в единстве Духа Святого всякая честь и слава во веки веков.
Народ: Аминь.

Обряд причащения

Обряд Причащения начинается молитвой Господней, так как оно представляет собой дело личное (каждый лично приглашен принять Христа) и церковное (причащаясь, народ Божий действует со Христом как одно Тело).
Священник: Помолимся Отцу Небесному, как научил нас Иисус Христос.
Все: Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое, да придет царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Мф 6, 7-13, Лк 11, 2-4).
Священник: Избавь нас, Господи, от всякого зла, даруй милостиво мир во дни наши, дабы силою милосердия Твоего мы были всегда избавлены от греха и ограждены от всякого смятения, с радостной надеждою ожидая пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа.
Народ: Ибо Твое есть царство, и сила, и слава вовеки.
Священник во всеуслышание от имени всей Церкви и ради нее произносит молитву о мире. Священник: Господи Иисусе Христе, Ты сказал апостолам Своим: мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин 14, 27). Не взирай на грехи наши, но на веру Церкви Твоей, и по воле Твоей благоволи умирить и объединить ее. Ибо Ты живешь и царствуешь во веки веков.
Народ: Аминь.
После молитвы о мире предстоятель призывает евхаристическое собрание обменяться знаками мира:
Священник: Мир Господа нашего да будет всегда с вами.
Народ: И со духом твоим.
Священник: Приветствуйте друг друга с миром и любовью.
Все обмениваются знаками мира (например, рукопожатием) с находящимися поблизости верующими. После приветствия мира следует краткая литания.
Народ: Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, - помилуй нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, - помилуй нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, - даруй нам мир.

Все встают на колени. Священник: Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира. Блаженны званные на вечерю Агнца.
Все: Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя (ср. Мф 8, 8).
После причащения священника причащаются миряне. К Причастию допускается каждый крещёный католик, который недавно приступал к Таинству Исповеди (обычно рекомендуется приступать к Таинству раз в месяц) и не имеет на совести тяжкого греха.
Причащая, священник показывает Тело Христово и говорит: Тело Христово.
Причащающийся отвечает: Аминь.
Во время Причастия поются соответствующие песнопения. Обряд Причащения завершается молитвой благодарения, после которой верные отвечают "Аминь".

Заключительный обряд

В заключительном обряде верным преподается благословение. Его значение схоже с благословением Христом апостолов на проповедь Евангелия. Верующие призваны свидетельствовать Благую Весть своей жизнью.
Священник: Господь с вами.
Народ: И со духом твоим.
Священник: Да благословит вас Всемогущий Бог - Отец, и Сын, и Дух Святой.
Все осеняют себя крестным знамением.
Народ: Аминь.
Священник: Идите с миром Христовым. Месса совершилась.
Народ: Благодарение Богу.

Священник в сопровождении министрантов отдает почитание алтарю и удаляется в ризницу, исполняется заключительное песнопение.